Акиньшина Ксения Викторовна

8-920-211-69-63

8-919-235-55-66

 

  • О себе
  • Что такое ЕГЭ?
    • Что такое КИМ?
      • Как заполнять бланки?
  • Мои любимые книги
  • Здоровый образ жизни
  • Мои путешествия
    • Турция
    • Италия
    • Финляндия
    • Швеция
    • Норвегия
    • Дания
    • Польша
    • Германия
    • Франция
    • Люксембург
    • Бельгия
    • Голландия
    • Канарские острова
    • Крым
  • Психология
  • Реклама
  • ЕГЭ по обществознанию
    • Пирамида потребностей
    • Эссе
    • Глобализация и глобальные проблемы человечества
    • Анализ развития общества
    • Инфляция
    • Политическая элита
  • ЕГЭ по истории
    • Задание 25. Историческое сочинение по эпохе.
    • Петр Первый
    • Столыпин П. А.
    • Ленин В. В.
    • Сталин И. В.
  • Мои ученики
  • Афоризмы, мысли, изречения
  • Новости ЕГЭ

Анализ развития общества


Существует 2 подхода в анализе развития общества.

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Составители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации, основой которых являются экономические отношения, а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

  • Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.
  • Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне.
  • Буржуазное государство — основа 2 класса - буржуазия и пролетариат.
  • Социалистическое государство — сущность этого государства заключается в организации политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. В таком государстве, рабочий класс должен был построить важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма.

Достоинства формационной типологии:

– продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

– она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.

Слабые стороны:

– формационная типология во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда "вписывается" в начерченные для нее схемы;

– недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).


ЦиВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Составители: А. Тойнби, У. Ростоу и др.

При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.).

А. Дж. Тойнби выделял локально-цивилизационный подход в анализе развития общества. Он считал, что каждая цивилизация развивается по-своему. Тойнби дал следующее определение цивилизации:

Цивилизация -  это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

  • Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);
  • Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.
  • Третий этап — современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

У. Ростоу классифицировал государства по стадиям экономического развития.Так называемый стадиально-цивилизационный подход. Стадии общества:

  • Традиционное (аграрное)общество;
  • Индустриальное общество;
  • Постиндустриальное (информационное)общество.

 

 

Яндекс.Метрика

+79202116963

Репетитор
© Конструктор сайтов Setup